Анастасия Джмухадзе,
директор по развитию PR-агентства, журналист.
38 лет.
Рост – 178 см,
вес – 83 кг.
Когда мы слышим, что кто-то набирает вес «от воздуха», то думаем, что это лукавство. Просто человек не может признаться в любви к вкусной еде. Но бывают и исключения.
Первые лишние килограммы ко мне пришли не в детстве и не в юности. Я была тощенькой девочкой маленького роста, которую взрослые пытались накормить. Ела плохо и была крайне избирательной. С возрастом избирательность прошла,
но объедаться я не полюбила. Спокойно относилась к тортам, пирожным, конфетам. На физкультуре в строю всегда стояла последней. В 14 лет я резко выросла, но никакого лишнего веса у меня не появилось, да и милой девичьей округлости – тоже.
«добеременные» брюки
В 22 года я забеременела. Весила тогда 61 кг. И набрала за 9 месяцев физиологическую норму, 11 кг. Из роддома выходила уже в «добеременных» брюках. То есть до какого-то момента проблем с лишними килограммами у меня вообще не было. Более того, в 25 лет на фоне стресса похудела до 54 кг. Мой бывший муж попал в аварию, и это стало очень серьёзным испытанием.
Как набрать 17 кг на правильном питании
Ситуация резко изменилась семь лет назад. Мне был 31 год.
В то время я работала на телевидении, и внешний вид для меня был очень важен, старалась быть активной и правильно питаться. Я не ела картошку, макароны, мучное, никаких бутербродов и фастфуда. Задолго до этого исключила рафинированный сахар и хлеб. Моя еда была довольно лёгкой: много овощей, морепродуктов, рыбы, кислых фруктов, больше птицы, чем мяса. Я всегда осознанно подходила к питанию. Но при всём этом за три месяца набрала 17 кг! Я понимала, что из-за телевизионного графика мне приходится не очень нормально питаться: много кофе, еда один-два раза в день, вечером алкоголь. А еда на бегу, даже правильная, никакой пользы не приносит. К тому же в тот период я разводилась. Это всегда большой стресс, который усугубляется решением финансовых и бытовых вопросов. На мне лежала ответственность за финансы, быт, благополучие семьи... Постоянные гонка и стресс. Всё это привело к проблемам со сном. Возможно, какую-то роль сыграли и оральные контрацептивы, которые я тогда принимала. Тогда же впервые обнаружили узлы в щитовидной железе и отклонения в гормонах. Но были и другие причины для стремительного набора веса. Размер порций и питание всё это время у меня оставались прежними. Но я в буквальном смысле выпивала стакан воды, а на весах плюс килограмм...
Когда смена гардероба не радует...
Прибавку веса заметила сразу – по одежде. За три месяца пришлось несколько раз менять гардероб. А вскоре я весила уже 90 кг. Я не стала ждать, когда всё само собой «рассосётся». Записалась в спортзал, начала бегать, добавила пешие прогулки в активном темпе, перешла на дробное питание, убрала из рациона всё, что могло считаться вредным даже при моём, как мне казалось, правильном питании. Это давало результат, но не такой, как хотелось. Вес колебался в пределах 85–90 кг. Главное, что он не увеличивался. То есть принятые меры держали меня в определённых границах. К врачам тоже обращалась. Сдавала анализы на гормоны, проверила щитовидную железу. Как обычно рассуждают врачи, когда женщина начинает резко полнеть? Это гормональное. Но ничего определённого мне не говорили. Прошло три года. За это время мне удалось стабилизировать вес на отметке 83–85кг. Это было в 2015 году. А потом очередные стрессы – смена работы, изменения в личной жизни. Времени и возможностей следить за собой в тот период у меня уже не было. Питание тоже перестала контролировать. Сначала вернулись мои 90 кг, потом вес пошёл вверх. Осенью 2017 года я сдала очередные анализы. И в этот раз всё оказалось не так благополучно, как раньше. Показатели холестерина были ужасными – выше 9, глюкоза – 6,7. А весы уже показывали 95 кг.
Чем чревато телепохудение?
Знакомые пригласили меня принять участие в проекте, связанном с похудением и преображением. Несколько серий даже вышли в эфир. На проекте работала команда диетологов, тренеров, стилистов. Я решила, что это возможность для меня. К тому моменту мой вес достиг 102 кг. Всё было очень грамотно, особенно по части спорта и различных массажей. Но со временем меня начало напрягать, что диетологи даже не посмотрели мои анализы. Вдобавок к повышенному сахару была обнаружена инсулинорезистентность, при которой углеводы – не лучшая еда. А нас по утрам кормили кашками… Серьёзных результатов проект мне не дал: как только закончились интенсивные процедуры и спорт, вес пополз вверх.
Работа над ошибками
Сейчас понимаю, что мной тоже было допущено много ошибок. Я вообще не контролировала глюкозу, сахар в крови, не сдавала анализы на инсулинорезистентность, не понимая, что это серьёзная проблема, не принимала никаких препаратов от диабета...
В своё оправдание могу только сказать, что эндокринолог, к которому я обращалась, меня успокоил, сказав, что мой сахар не критический и что я могла что-то съесть накануне, а вот будет выше 10, тогда и стоит приходить. Поэтому я ничего и не делала и совсем не понимала, как всё серьёзно.
Найди своего доктора
Через некоторое время я поехала с другом в Санкт-Петербург. А он диабетик. Эта поездка перевернула мою жизнь. Мой приятель познакомил меня со своим доктором. Я попросила его оценить моё состояние, и он, как профи и отзывчивый человек, решил мне помочь, уже предполагая, что со мной не так. Объяснил, что ждать повышения сахара до 10 мы точно не будем. Меня полностью обследовали, чтобы выяснить причину постоянного набора веса. Оказалось, метаболический синдром. К тому же у меня неправильной формы желчный пузырь, который работает только на 20%, из-за чего страдают и печень, и поджелудочная железа. Порок сердца, холестериновые бляшки в сосудах, в общем, весь набор. Получается, в 31 год ресурс организма иссяк и начались проблемы, которые невозможно было решить только питанием и спортом. В ходе исследования выяснилось, что у меня не просто высокий, а высоченный показатель мочевой кислоты. Это прямой путь к подагре. Причём, я вспоминаю, что лет с 16–17 у меня иногда побаливали суставы, случались даже приступы артрита, но врачи связывали эти проблемы с хроническим пиелонефритом. Как хроническое аутоиммунное заболевание врачи это состояние не рассматривали: ревматоидные факторы отрицательные – вот и живите с этим дальше. С возрастом мой анамнез дополнился гипертонией, когда давление подскакивало до 170, делали КТ и отпускали домой, несмотря на потерю сознания и ужасное самочувствие. При обследовании в Питере установили, что за ночь более 30 эпизодов приступов апноэ (из них 4 с задержкой дыхания более минуты). Но врачи даже в этом случае не обследовали меня полностью. Проблемы никогда не рассматривались как звенья одной цепи. Состояние здоровья ухудшалось, вес увеличивался, а системного подхода так и не было. Пока я не встретила своего доктора, а он – запущенного пациента. Он стал помогать мне в мае 2018 года (вес был почти 108 кг) и продолжает делать это до сих пор. Раз в полгода мы обязательно встречаемся, в остальное время мы на связи в мессенджерах. За это время я успела несколько раз попасть в больницы с разными проблемами. Пришлось столкнуться и с врачебным равнодушием, когда подвергались сомнению результаты анализов. Я же молодая – какой диабет, какая гипертония. Но не все врачи безразличны к пациентам. Есть и те, кто добросовестно выполняет свою работу. У меня выявили целый комплекс проблем, с которыми я сейчас стараюсь справляться вместе с моим доктором.
Есть над чем работать
Вес за это время сдвинулся в обратную сторону и успешно снижается дальше. Окончательная цель – 70 кг. Стабилизировались и анализы, но работать есть над чем. Ем по часам, маленькими порциями (по 200–250 г) 4–5 раз в день. У меня низкоуглеводная диета: исключены макароны, крупы, хлебобулочные изделия, то есть все простые углеводы. Сложных углеводов у меня не должно быть больше 20 г в сутки. Углеводы я могу получать из овощей, кисло-молочных продуктов. Жиры
в основном только растительные, из-за высокого холестерина. Кроме того, из рациона убрали паслёновые и всё, что содержит пурины: практически всё мясо и субпродукты, которые провоцируют рост мочевой кислоты. Изредка балую себя какими-то фруктами, но только по утрам и небольшими порциями. В ином случае это не будет критичным нарушением диеты. К сожалению, теперь мне противопоказан активный спорт, кроме плавания и ходьбы (моя ежедневная норма – не менее 12 тысяч шагов), некоторых танцевальных направлений фитнеса. Год назад мне пришлось пережить операцию на позвоночнике, а это пока противопоказание к любым серьёзным физическим (силовым, ударным, прыжковым) нагрузкам. Но зато могу часами гулять с ребёнком, с собакой или друзьями в любую погоду. Сидеть на месте – не моё. Мои проблемы со здоровьем – это замкнутый круг, который надо разрывать на каждом этапе. Контроль ослаблять нельзя. Никаких стрессов, здоровый сон, приём необходимых лекарств, питание по часам, ежедневное движение – в моём случае гарантия того, что вес планомерно будет снижаться и дальше.
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
Комментарии facebook