Одни едят все подряд, не делают зарядку и при этом остаются стройными. Другие постоянно сидят на диетах, тренируются до упаду, но похудеть не могут. Откуда такая несправедливость?
Вопрос из разряда риторических. Этакий крик души, ответ на который каждой толстушке давно известен: «У этих худых все хорошо с обменом веществ, а у нас плохо. У нас он замедлен, а у них работает как часы». Но так ли это на самом деле?
ГОРМОНЫ МЕШАЮТ ХУДЕТЬ В ОДНОМ СЛУЧАЕ ИЗ СТА
Врачам и ученым известно одно нарушение, которое способствует нарастанию веса и препятствуют его снижению. Это гипотиреоз – состояние нехватки гормонов щитовидной железы, тироксина и трииодтиронина. Когда с ними все в порядке, они повышают чувствительность тканей к адреналину, а тот, в свою очередь, поддерживает мышечный тонус, стимулирует поддержание нормальной температуры тела и участвует в расщеплении жиров. При недостатке гормонов эти эффекты, естественно, снижаются, и вес растет. Что делать в такой ситуации, понятно. Врач назначает тироксин и трииодтиронин, чувствительность к адреналину начинает восстанавливаться, и избыточный вес потихоньку уходит.
Но гипотиреоз – состояние довольно редкое. Он становится причиной лишних килограммов в одном случае из ста. В остальных 99 обмен тут ни при чем. По крайней мере, усилия ученых найти какие-то «поломки» в организме человека, которые объясняли бы полноту, не увенчались успехом.
В НАБОРЕ ВЕСА ВИНОВАТ ОБРАЗ ЖИЗНИ?
Скептики полагают, что мы поправляемся от процессов, которые можно объединить в понятие образа жизни. Это питание, движение, психоэмоциональный настрой. «Вот-вот, – так и слышим, что думают сейчас худые. – А мы что говорили? Эти полные только притворяются малоежками. На самом деле те еще любители покушать, плюс ко всему лежебоки!»
Многие мои пациенты тоже склонны считать себя слабовольными, неспособными противостоять соблазнам. Но начнешь выяснять, откуда такие выводы, и слышишь: «Ну, вот пыталась поголодать и через три дня сорвалась. Была бы сила воли, дотерпела бы до победного конца». Обращаюсь сейчас к худым: скажите-ка, много ли среди вас отыщется таких, кто голодал хотя бы сутки?
Дело не в силе воли, а в результирующем векторе. Наш образ жизни состоит из питания (более или менее жирного или сладкого, более или менее частого и так далее), степени подвижности (много или мало мы ходим, устаем ли от физических нагрузок или чувствуем бодрость), а также из представлений, замыслов, целей, способов их достижения, эмоционального фона и так далее. Все компоненты тесно связаны между собой. Например, человек, который высыпается, меньше нуждается в лакомствах, потому что у него все хорошо с самочувствием и настроение не надо «поправлять» едой. И наоборот, тот, кто хронически недосыпает, успокаивает нервы жирной или сладкой пищей, и потому прибавляет.
А поскольку наше питание становится все более жирным (за что огромное спасибо пищевой промышленности), а поводов подвигаться остается все меньше, то давайте признаем, что именно современный образ жизни и способствует накоплению лишних килограммов. Он и есть та причина, ответ на риторический вопрос, заданный в начале.
Как едят толстые |
Как едят худые |
Быстро. |
В умеренном темпе или медленно. |
Механически, неосознанно (за компьютером, перед телевизором, за работой). Прекращают есть, только когда тарелка окажется пустой или появится тяжесть в животе. |
Осознанно, выбирают пищу. Прекращают есть, когда наступает насыщение. |
Нарушен режим питания. Часто не завтракают (нет аппетита) и переедают по вечерам. |
Завтракают. Обедают. Ужинают. По вечерам едят умеренно. Имеют свой режим питания, которого придерживаются. |
Имеют зависимость от сладкого или гастрономии (колбасы, сосисок, карбоната...). Количество конфет или колбасы увеличивается при стрессах, напряжении, тревоге, негативных эмоциях. |
Не используют сладкое и другие лакомства, чтобы избавиться от тяжелых эмоций. |
Чувствуют вину после еды. Иногда страдают от глобального чувства вины, которое мешает жить. |
Еда – это естественная потребность, которая не вызывает чувство вины. Испытывают вину при конкретных поступках. |
Обжорство в виде приступов – за один раз съедается в 2-3 раза больше еды, причем, как правило, очень быстро и в одиночестве. |
Приступов обжорства нет. Могут съесть больше на праздниках или во время отпуска. |
Едят по ночам. |
Ночью не едят. |
КТО БОЛЬШЕ ЕСТ, ТОЛСТЫЕ ИЛИ ХУДЫЕ?
Как ни странно, худые и полные едят примерно одно и то же и примерно в одинаковых количествах. Но полные – явно больше, чем им при их склонности к полноте надо. Что делать? Либо привыкнуть есть мало, либо, если вы и так малоежка, начать больше двигаться.
Попробуйте в течение недели-двух тщательно записывать все, что съели. Если окажется, что калорийность вашего питания в среднем больше 2800-3000 ккал, жирность превышает 50 г в день, едите вы реже трех раз в сутки и при этом, например, на ужин приходится больше половины суточной калорийности, тогда больше усилий потратьте на исправление питания. Начните есть чаще, уменьшите размеры порций и следите за тем, чтобы нежирных продуктов в вашем меню было больше, чем жирных.
Если же калорийность не превышает 2000-2200 ккал, вы не злоупотребляете жирным и едите не реже четырех раз в день, то за свое питание вам беспокоиться не следует. Скорее всего, дело в недостатке двигательной активности.
ЧТОБЫ ПОХУДЕТЬ, КОПИРУЙТЕ ПОВЕДЕНИЕ СТРОЙНЫХ
Худые чаще, чем полные, представляются этакими непоседами. Егозят, совершают массу мелких движений. Встанут, сядут, опять встанут, что-то переставят на столе, поправят. И даже, когда сидят, пребывают в движении: оживленно жестикулируют, раскачиваются, в кресле не «растекаются»... Позаимствуйте у стройных это поведение! Сидите с прямой спиной, сохраняйте напряжение, раскачивайтесь вперед-назад или из стороны в сторону, покачивайте головой, двигайте руками. Делайте это всякий раз, когда вспомните, что вы должны это делать. Поначалу будет непривычно, неловко, но постепенно привыкнете. Можно еще навестить подругу-егозу – наверняка ведь у вас есть такая? И понаблюдать за ней, попытаться копировать ее позу, жесты, повторять движения. Или попробуйте несколько дней поиграть роль, скажем, Джулии Робертс или Юлии Рутберг. Они обе очень живые и стройные!
Некоторым моим пациентам помог прием, который условно можно назвать «Живи, танцуя!». Они представляли, что рядом звучит музыка, подходящая для быстрого танца – скажем, рок-н-ролл, и они как бы под эту музыку пританцовывают. Удивительно, но при этом у них менялась походка – она становилась более пружинистой, изменялась осанка, повышался тонус.
Михаил ГИНЗБУРГ, Галия ШАФИГУЛЛИНА
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
Комментарии facebook