Путь к карьерной вершине – это постоянная гонка на выживание. Но когда битва за кресло выиграна, может оказаться, что босс стал большим во всех отношениях… В чем причины феномена «полноты начальника»? Попробуем разобраться.
Американские кардиологи Мейер Фридман и Pэй Розенман, наблюдая за своими пацинетами с целью понять, как тип личности влияет на вероятность приобрести то или иное заболевание, поделили людей на два типа: А и Б. Люди типа А вечно торопятся, не могут спокойно стоять в очередях, не любят опаздывать, ненавидят пробки. Все их мысли сосредоточены на работе. Они пребывают в постоянном напряжении. Именно такие люди преобладают среди трудоголиков и карьеристов. И именно в этой группе больше всего тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями и имеет проблемы с лишним весом. Люди же типа Б неторопливы, спокойны, рассудительны и в целом менее склонны к сердечно-сосудистым заболеваниям и ожирению.
КТО В ГРУППЕ РИСКА?
Итак, какие черты характеризуют людей типа А? Они…
- Полностью отдаются работе, стремятся любой ценой все сделать в срок и живут в состоянии цейтнота.
- Гиперактивны, могут хвататься за несколько дел сразу, часто не могут делегировать полномочия, импульсивны.
- Их собственные требования к себе, как и цели, часто завышены и нереальны. Жаждут признания, власти и положения в обществе.
- Нередко они проявляют враждебность, агрессивность, раздражительность.
- Быстро говорят, спешат во время еды. Их лицо и тело имеют зажимы. Люди типа А могут сжимать челюсти, скрежетать зубами, ерзать на стуле от нетерпения, сжимать кулаки. При волнении имеют неровное дыхание и эмоциональную несвязаную речь.
- Могут прерывать собеседника, не дослушав. Говорят о своем превосходстве, а если кто-то не согласен — впадают в гнев. Проявляют мало гибкости и не выносят неудач.
- Среди людей такого типа немало руководителей и главных бухгалтеров, адвокатов, юристов, врачей. Умение лавировать в стрессе для них — и неотъемлемая черта характера, и норма жизни. Часть этих качеств дают им конкурентные преимущества. Однако нетерпение, гнев и агрессивность также разрушительны для здоровья.
ЧЕМ ОПАСЕН ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС?
При хроническом стрессе организм находится в состоянии постоянной готовности к действию. Сосуды сужены, давление повышено, уровень гормонов стресса (кортизол, норадреналин), а так же инсулина повышен.
А вот фаза расслабления, необходимая для того, чтобы гормональная буря улеглась, сердце успокоилось и пульс пришел в норму, неполноценная. Люди типа А не планируют отдых и работают, пока не попадут с сердечным приступом в больницу. Часть из них имеют лишний вес, другие остаются худыми. Однако главную опасность для них представляет не столько вес, сколько стресс, в котором они живут годами.
При таком образе жизни бывают:
- болезни сердца и сосудов (гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт);
- инсулинорезистентность и ожирение по центральному типу, то есть большой живот, который можно увидеть у многих начальников.
Когда работы много, люди типа А могут вообще забывать поесть. Если садятся за стол, то едят торопливо, зачастую переедают и останавливаются, когда появилась тяжесть в животе или тарелка опустела. Поскольку в их расписании времени на отдых и хобби не предусмотрено, то для некоторых единственной возможностью расслабиться становится обильная еда. Плохие привычки питания в сочетании с хроническим стрессом очень часто ведут к набору веса. Поэтому снижение веса для начальника должно начинаться с антистрессовых мероприятий. Трудность в том, что человек типа А не привык отдыхать, засиживается на работе допоздна или берет ее на дом. Минута без работы - время, прожитое зря. Хотя порою «вечная занятость» означает просто неумение делегировать полномочия.
ПАМЯТКА ДЛЯ НАЧАЛЬНИКА
Для нормальной работы организма нужно 2 фазы — напряжение и расслабление. Как у начальника, гиперответственного человека, трудоголика, у вас избыточное напряжение, а расслабление отсутствует или происходит через еду/алкоголь. Поэтому ваш путь к снижению веса — это дать возможность организму отдыхать и восстанавливаться.
1. Соблюдайте режим труда и отдыха. Отводите на сон 7-8 часов.
2. Уходите домой вовремя. Не позволяйте себе задерживаться на работе дольше, чем на час. Старайтесь не брать работу домой.
3. Возьмите себе помощника или заместителя. Если уже есть помощник, то передайте часть своих обязанностей. И позвольте себе сходить в отпуск.
4. Хорошо взять себе помощника по хозяйству. NB! Передать другому можно многие обязанности. Нельзя поручить кому-то только следующие вещи: питаться за вас, отдыхать за вас, двигаться вместо вас.
5. «Война — войной, а обед — по расписанию». Если у вас есть комната для приема пищи, то старайтесь есть там, а не в кабинете. Если вы едите в кабинете, то выделите отдельное место для еды, но не за комьютером.
6. Не совмещайте еду с чтением деловых бумаг или работой за компьютером. Ведь в то время, когда организм находится в состоянии стресса, пищеварительная система не готова к нормальному перевариванию пищи.
7. Во время еды оставьте спешку, концентрируйтесь на еде, тщательно пережевывайте пищу. Через какое-то время вы обнаружите, что начали наедаться меньшим количеством пищи.
8. Отводите на перекусы 10-15 минут, на обед от 30 минут до 1 часа. Оптимально питаться 4-6 раз в день. Не допускайте появления чувства сильного голода – это провоцирует переедание.
9. На время обеда передайте телефон секретарю и не принимайте звонки. Если рядом есть парк или тихие улицы, выйдите после обеда на 15-30 минут погулять. Если вам хочется подремать, закройтесь в кабинете, и позвольте себе короткий сон. Можете пригласить в офис массажиста.
10. Старайтесь потреблять меньше кофе, сахара и алкоголя. Это психоактивные вещества, которые оказывают сильное действие на организм, и к тому же вызывают привыкание. Ограничьтесь 1-2 чашками кофе до 15 часов. Из спиртного разрешайте себе бокал сухого вина за обедом. Пейте травяной чай и воду, желательно с магнием - он помогает устранить стресс и спазм сосудов.
11. В дни сильной занятости можно обойтись вовсе без еды. Главное – побольше пить минеральной воды или чая, и не повторять такие «разгрузочные дни» чаще 1-2 раз в месяц.
12. Запланируйте ежедневную физическую активность. В рабочие дни 30 минут — 1 час, в выходные — 1-2 часа. Выбирайте те занятия, которая вам по силам и доставляет удовольствие Если вы уже много лет ездите только на машине, то начинайте с ходьбы.
КАКИЕ ТРУДНОСТИ ПРИ СНИЖЕНИИ ВЕСА ИСПЫТЫВАЮТ НАЧАЛЬНИКИ?
Люди типа А привыкли к победам и успехам. Им сложно понять, что часть атрибутов успешности разрушает их здоровье. Они умеют держать под контролем работу, других людей, а процесс снижение веса им неподвластен. На начальном этапе они прилагают огромные для себя усилия и ждут быстрого результата. Но, как правило, этого не происходит. Чтобы расстаться с многолетними жировыми запасами, одного-двух месяцев недостаточно. Ситуация потери контроля для людей типа А невыносима, они впадают в фрустрацию и отказываются от борьбы. Случается, что со свойственной им поспешностью и горячностью они хватаются за несколько дел сразу, и не получают результата. Некоторые переключаются на другую цель — я месяц боролась с лишним весом, а теперь буду бросать курить. Сценарий маленькой победоносной войны для борьбы с лишним весом не годится! Для людей с высоким уровнем стресса и с ожирением хорошим результатом следует в первую очередь считать:
- нормализацию АД и снижение пульса до нормы;
- восстановление сна;
- повышение работоспособности;
- уменьшение окружности талии.
Галия ШАФИГУЛИНА
Комментарии
Комментировать могут только зарегистрированные пользователи
Комментарии facebook